Заниматься патриотическим воспитанием сегодня – дело не простое. Совсем
не так, как в 80-е гг., когда все было ясно и понятно, что наша Родина – самая
свободная и справедливая, когда путь молодого человека был предопределен: от
октябрёнка до комсомольца. Не существует ни одного универсального рецепта, как
воспитать настоящего гражданина, любящего свою Родину. Патриотизм по своей
природе – явление глубоко социальное, которое представляет собой важнейшую
грань жизни общества, источник его существования и развития. Несмотря на то,
что сегодня на первый план в обществе вышло стремление к собственной выгоде и
престижу, необходимо все же ориентироваться на воспитание подростков, готовых
приносить пользу другим, обществу, человечеству. Поэтому возникла необходимость
поиска новых форм воспитательной работы с подростками.
На современном этапе развития российского общества возрождение
патриотизма – важнейшее условие возрождения России как великой державы.
Истинный патриотизм предполагает формирование и развитие целого комплекса
позитивных качеств личности, основу которых составляют духовно-нравственная и
социо-культурная составляющие.
Существует много направлений гражданско-патриотического воспитания
молодежи. По моему мнению, несмотря на их значимость, ведущее направление
принадлежит поисковому движению (комплексу мероприятий по увековечению памяти
павших защитников Отечества). Так как поисковики на сегодняшний момент – единственная
сила в современном российском обществе, которая не только на словах, но и на
деле сохраняет память о Великой Отечественной войне. В последнее десятилетие
произошел всплеск интереса к поиску, так как поисковая деятельность создаёт все
условия для развития личности. Работая в поисковом отряде, подросток
приобретает опыт любви к Отечеству. Это вовсе не значит, что он сможет логично
изложить свою точку зрения на вопросы гражданского долга и интернационализма.
Как правило, поисковики – это ребята, которые не умеют хорошо и складно
говорить. Но гораздо важнее, что они умеют чувствовать.
В поисковом движении значительную роль играют отряды,
созданные в образовательных учреждениях.
Для того чтобы подросток стал поисковиком, ему надо пройти
определенный путь отбора «школы молодого поисковика», критериями которого
являются высокие морально-волевые качества, дисциплинированность, физическая
подготовка и овладение навыками поисковой работы. При вступлении в поисковый
отряд учащиеся школы дают клятву продолжать дело по поиску и захоронению
останков павших воинов. Сначала подростка привлекает романтика палаточной
жизни, ночных костров и возможность увидеть новые места. Также это возможность
проверить себя на силу воли, выносливость, чувство ответственности и дружбы. Мы
не удивляемся, когда читаем в предварительных анкетах, что летняя экспедиция –
это возможность попутешествовать и провести время вдалеке от дома. Но это
только сначала… Главное – это поиск пропавших без вести.
Поисковые экспедиции – это наиболее мощный фактор формирования
нравственного стержня личности, так как за короткое время рождается коллектив
единомышленников, объединенный благородной целью – воскресить имена пропавших
без вести и предать земле останки павших защитников Родины. Через сердца
подростков проходит мысль: «У человека нет будущего, если он не помнит своего
прошлого».
В работе важно все: и
поиск останков павших, и участие в ритуалах воинского захоронения, и встречи с
участниками войны, очевидцами боев, родственниками погибших, представителями
Церкви, и с поисковиками из других отрядов. Подводя итог экспедиции, они
отмечают, что «я понял, что такое война»; «я научился работать»; «я первый раз
в жизни готовил пищу и стирал»; «я поеду еще!».
Таким образом,
поисковое движение – это педагогический феномен и серьезнейшая молодежная
политика, так как оно воспитывает уважение и благодарность к павшим бойцам,
учит пониманию подвигов, совершенных нашими дедами и прадедами, наполняет
сердца подростков верой в правое дело. Это наиболее яркая и доходчивая форма
передачи молодежи боевых традиций старших поколений. Поиск формирует
общечеловеческие нормы гуманистической морали, способствует объективной
самооценке и саморегуляции поведения, позволяет каждому подростку реализовать
себя как личность.
Девизом поисковых
отрядов всегда были слова: «Война не
закончена, пока не похоронен последний погибший на ней солдат». Важно
помнить, что на земле не должно быть забытых и безымянных могил, ибо человек
умирает дважды: когда останавливается его сердце, и когда о нем забывают. А у
поисковиков есть четкая задача: искать останки солдат и медальоны, чтобы найти
родственников погибших и по-человечески похоронить бойцов.
Поисковая
работа – это общественно-значимая деятельность. Ее результат – это еще одно имя
погибшего за страну известно, еще один солдат обрел покой, а самое главное, те,
кто в течение долгих лет искал пропавших родных, наконец-то достиг цели.
Выполняя эту работу, поисковики ощущают ее необходимость, понимают насколько
важно то, чем они занимаются, их не надо заставлять работать. И результатом такой работы, которые сполна
покрывают все затраты физических и духовных сил являются письма родных и
близких найденных солдат со словами благодарности в адрес поисковиков.
Одна из основных целей поискового движения – поиск и захоронение
останков военнослужащих, погибших в ходе Великой Отечественной Войны. Для более
наглядного представления особенностей и этапов этой работы необходимо
проанализировать состав этих этапов.
«Кропотливая работа в архивах является залогом успешного
проведения поисковых экспедиций так же, как опыт поисков на местности облегчает
архивные исследования. Без знания обстановки, обстоятельств боев и сражений,
количества безвозвратных потерь действующей армии поисковой экспедицией впустую
могут быть потрачены силы, средства и время. С другой стороны, при отсутствии
опыта поисков на местности сложно оценить качество военного документа, а также
сохранять интерес к работе в тиши архива»[1].
Работу поисковиков,
условно, можно разделить на несколько
этапов:
1. Подготовительный этап
– изучение исторических материалов, беседа с участниками боевых действий,
анализ возможностей проведения поисковых работ на конкретном участке местности,
согласование возможности проведения поисковых работ с главами местных администраций,
военкоматом и силовыми ведомствами.
2. Архивные исследования
– работа в Центральном архиве Министерства Обороны РФ, в Военно-морском архиве
по выявлению линий обороны, мест ожесточенных боев, изучению донесений о
потерях и т.д.
3. Непосредственно поисковые экспедиции на места боев и захоронение останков военнослужащих,
погибших в годы Великой Отечественной Войны.
4. Работа в архивах, с военкоматами, средствами массовой информации по
установлению учетных данных по найденным
останкам, смертным медальонам и личным
вещам военнослужащих.
5. Работа с главами администраций, средствами массовых информаций по
установлению места проживания
родственников найденных военнослужащих.
В период
проведения Вахт памяти на местах ожесточенных боев поисковики постоянно
сталкиваются с неразорвавшимися (неиспользованными) гранатами, минами,
снарядами, подрывными зарядами и другими взрывоопасными предметами (ВОП)[2].
Наличие этих предметов требует тесного взаимодействия поисковых отрядов с органами внутренних дел,
военкоматами, специализированным группами разминирования (ГРАЗМ),
сопровождающими поисковые работы в течение прохождения Вахты памяти.
Поисковое
движение не ограничивается только лишь поиском и захоронением останков
военнослужащих, большую часть времени между экспедициями поисковику посвящают
архивным исследованиям, поиску родственников погибших военнослужащих. Но и этим
не ограничивается поисковые отряды. Будучи по сути общественно-патриотическими
организациями, поисковые отряды уделяют большое внимание разъяснению смысла
своей работы молодому поколению, развитию у подростков чувства патриотизма,
любви к Родине.
Беседы,
диспуты на военную тему, проведение тематических вечеров, выпуск фотогазет по
итогам Вахт памяти, создание музеев боевой славы, организация встреч школьников
и студентов с ветеранами Великой Отечественной войны – вот далеко не полный
перечень мероприятий проводимых членами поисковых отрядов в период между
выездами в полевые экспедиции.
«Активное
включение молодежи в работу по увековечению памяти погибших при защите
Отечества позволит приблизить момент, когда на территории Российской
Федерации не останется ни одного неухоженного и забытого воинского захоронения,
мест бывших боев Великой Отечественной, где еще находятся незахороненные
останки защитников Отечества, а тысячи семей смогут узнать о судьбе и
месте захоронения близкого человека»1[3].
Кроме
того, молодые люди, занимавшиеся поиском и захоронением останков погибших
при защите Отечества, к моменту призыва в армию будут подготовлены к
службе нравственно, физически и психологически, будут иметь навыки
выживания в полевых условиях и обращения со специальной техникой, иметь
представление и дисциплине и правилах взаимоотношения в коллективе.
Поисковое
движение и в будущем, к сожалению, ждет немало работы. События
последних лет в России показали, что войны не закончились в 1945 году.
Отсутствие в Российской армии сдвоенных металлических жетонов и итоги боев в
Чечне, а ранее в Афганистане убедительно показали, что количество пропавших без
вести солдат в условиях современной войны значительно возрастает
среди общих безвозвратных потерь армии в ходе боевых действий.
Это
означает, что их близкие вновь будут тратить годы жизни на выяснение
судьбы солдата, либо попросят об этом энтузиастов-поисковиков. Пока будут
существовать войны и их страшные последствия, будет и существовать поисковое
движение.
Учитывая сложившуюся на сегодняшний день ситуацию с
патриотическим воспитанием молодежи, следует отметить, что
значительная часть молодого поколения россиян вырастает, имея смутное
понимание о чувстве Родины и патриотизма, о чести и совести, о
гражданской ответственности. Такое положение приводит к тому, что
потребность молодежи в общении и взаимодействии, нереализованную
государственными органами и общественными организациями, пытаются
использовать в своих интересах антигосударственные, экстремистские и
преступные организации, а также различные секты, в том числе и
тоталитарные. Как следствие этого, именно в среде молодежи наиболее
активно распространяются наркотики, пропагандируются идеи нацизма и
радикализма, вербуются члены религиозных сект и преступных группировок.
Кроме того, в условиях снижения внимания со стороны
учебных заведений к истории Отечества и военно-патриотическому
воспитанию, у молодежи становятся популярными идеи пацифизма и
стремление избежать службы в армии. На преодоление названных негативных
тенденций и направлено поисковое движение, и именно поэтому поисковое
движения является важнейшей формой патриотического воспитания.
Все меньше становится очевидцев военных лет, оказывающих
незаменимую помощь в поиске утерянных могил и не погребенных останков воинов.
Но количество запросов от родственников погибших не уменьшается, на смену отцам
и матерям приходят дети, внуки и правнуки, которые также вправе требовать от
государства сведений о судьбе пропавших без вести. Сегодня поисковое движение
достигло небывалого размаха и сделало значительный вклад в формирование нашего
общественно-исторического сознания, а следовательно и в укрепление национальной
безопасности Российской Федерации.
Одной из самых действенных форм
деятельности по духовно-нравственному и
патриотическому воспитанию молодежи является поисковое движение, которое не
только способствует формированию гражданственности, патриотизма как важнейших
духовно-нравственных и социальных ценностей, но и осуществляет учебную
деятельность в области военной истории, археологии, поддерживает на достойном
уровне культуру почитания павших за Отечество и памятников боевой славы России,
участвует в решении социальных проблем наследия войн. В процессе
общественно-полезного труда по увековечению памяти павших за Родину воинов
подросток обретает смысл деятельности, понимает, что нужен обществу, что его
судьба не безразлична окружающим, и это немаловажно для формирования его как
личности. Поисковая работа помогает воспитывать разнообразные качества: желание
работать, целеустремленность, жажду активной деятельности, желание помогать,
стремление преодолевать трудности, любознательность, честность и.т.д.
Во многом взаимоотношения поисковиков
строятся на проверенных армейских принципах: дисциплина, физическая и
профессиональная готовность, чувство гражданского долга. Требования к
современному поисковику предъявляются высокие: прежде всего чувство
патриотизма, умение выполнять порученное задание в тяжелых полевых условиях,
знание истории боеприпасов и вооружения, армейских знаков различия и
обмундирования, выполнение правил и техники безопасности при работе с
взрывоопасными предметами и останками, умение жить по распорядку,
ориентироваться на местности, оказывать необходимую медицинскую помощь,
работать лопатой, миноискателем, знать основы археологии, уметь работать с
источниками информации, уметь общаться с людьми. Этому учат и строго спрашивают
у поисковиков. Цена ошибки, незнания – жизнь и здоровье свое и
товарищей.
Поиск – это тяжелая работа, это тяжелый
физический труд в любую погоду, это десятки пройденных с тяжелым снаряжением
километров, и множество перекопанной земли, это быт палаточного лагеря и полное
самообслуживание. Но поиск – это и слезы благодарности близких найденных
бойцов; это гордость сознания, что ты сделал благородное нужное дело; это
чувство самоуважения за то, что выдержал, не сломался; это многочисленная семья
поисковиков, в которой свои правила и законы.
Во время поисковых
экспедиций, ребята выполняют общее с друзьями дело, которое не даёт
возможности быть слабым и заставляет юного поисковика стать требовательнее к
себе, более ответственным, не бросать друзей в сложной ситуации, всегда
прийти им на выручку. В них
формируются качества человека, крайне необходимые для умения реализовать
свои потребности путем целенаправленного и упорного труда.
Поисковая работа
дает возможность подросткам почувствовать себя частью Отечества, причастным к
делу государственной важности -
увековечиванию памяти погибших героев!
[1] Ивлев И.И. Военная археология: Методика поисковых архивно-полевых исследований Архангельск
-1995г., стр. 26.
[2] Опасные находки Меры безопасности при проведении работ на территориях боевых действий
Великой Отечественной войны./Верховский А.А.
Шитц В. С. Татарников В. Ф. и др. – М,: Государственный Комитет
Российской Федерации по молодежной политике,
1999 г.
[3]1
Аналитическая справка
"О ходе выполнения Закона Российской Федерации «Об увековечении памяти погибших при защите
Отечества» и состоянии поискового
движения России", М, 2003
г., электронно. стр 2.
Комментариев нет:
Отправить комментарий