четверг, 18 декабря 2014 г.

Поисковая деятельность как одно из направлений военно-патриотического воспитания молодёжи

Заниматься патриотическим воспитанием сегодня – дело не простое. Совсем не так, как в 80-е гг., когда все было ясно и понятно, что наша Родина – самая свободная и справедливая, когда путь молодого человека был предопределен: от октябрёнка до комсомольца. Не существует ни одного универсального рецепта, как воспитать настоящего гражданина, любящего свою Родину. Патриотизм по своей природе – явление глубоко социальное, которое представляет собой важнейшую грань жизни общества, источник его существования и развития. Несмотря на то, что сегодня на первый план в обществе вышло стремление к собственной выгоде и престижу, необходимо все же ориентироваться на воспитание подростков, готовых приносить пользу другим, обществу, человечеству. Поэтому возникла необходимость поиска новых форм воспитательной работы с подростками.
На современном этапе развития российского общества возрождение патриотизма – важнейшее условие возрождения России как великой державы. Истинный патриотизм предполагает формирование и развитие целого комплекса позитивных качеств личности, основу которых составляют духовно-нравственная и социо-культурная составляющие.
Существует много направлений гражданско-патриотического воспитания молодежи. По моему мнению, несмотря на их значимость, ведущее направление принадлежит поисковому движению (комплексу мероприятий по увековечению памяти павших защитников Отечества). Так как поисковики на сегодняшний момент – единственная сила в современном российском обществе, которая не только на словах, но и на деле сохраняет память о Великой Отечественной войне. В последнее десятилетие произошел всплеск интереса к поиску, так как поисковая деятельность создаёт все условия для развития личности. Работая в поисковом отряде, подросток приобретает опыт любви к Отечеству. Это вовсе не значит, что он сможет логично изложить свою точку зрения на вопросы гражданского долга и интернационализма. Как правило, поисковики – это ребята, которые не умеют хорошо и складно говорить. Но гораздо важнее, что они умеют чувствовать.
       В поисковом движении значительную роль играют отряды, созданные в образовательных учреждениях.
      Для того чтобы подросток стал поисковиком, ему надо пройти определенный путь отбора «школы молодого поисковика», критериями которого являются высокие морально-волевые качества, дисциплинированность, физическая подготовка и овладение навыками поисковой работы. При вступлении в поисковый отряд учащиеся школы дают клятву продолжать дело по поиску и захоронению останков павших воинов. Сначала подростка привлекает романтика палаточной жизни, ночных костров и возможность увидеть новые места. Также это возможность проверить себя на силу воли, выносливость, чувство ответственности и дружбы. Мы не удивляемся, когда читаем в предварительных анкетах, что летняя экспедиция – это возможность попутешествовать и провести время вдалеке от дома. Но это только сначала… Главное – это поиск пропавших без вести.
Поисковые экспедиции – это наиболее мощный фактор формирования нравственного стержня личности, так как за короткое время рождается коллектив единомышленников, объединенный благородной целью – воскресить имена пропавших без вести и предать земле останки павших защитников Родины. Через сердца подростков проходит мысль: «У человека нет будущего, если он не помнит своего прошлого».
       В работе важно все: и поиск останков павших, и участие в ритуалах воинского захоронения, и встречи с участниками войны, очевидцами боев, родственниками погибших, представителями Церкви, и с поисковиками из других отрядов. Подводя итог экспедиции, они отмечают, что «я понял, что такое война»; «я научился работать»; «я первый раз в жизни готовил пищу и стирал»; «я поеду еще!».
       Таким образом, поисковое движение – это педагогический феномен и серьезнейшая молодежная политика, так как оно воспитывает уважение и благодарность к павшим бойцам, учит пониманию подвигов, совершенных нашими дедами и прадедами, наполняет сердца подростков верой в правое дело. Это наиболее яркая и доходчивая форма передачи молодежи боевых традиций старших поколений. Поиск формирует общечеловеческие нормы гуманистической морали, способствует объективной самооценке и саморегуляции поведения, позволяет каждому подростку реализовать себя как личность.
Девизом поисковых отрядов всегда были слова: «Война не закончена, пока не похоронен последний погибший на ней солдат». Важно помнить, что на земле не должно быть забытых и безымянных могил, ибо человек умирает дважды: когда останавливается его сердце, и когда о нем забывают. А у поисковиков есть четкая задача: искать останки солдат и медальоны, чтобы найти родственников погибших и по-человечески похоронить бойцов.
Поисковая работа – это общественно-значимая деятельность. Ее результат – это еще одно имя погибшего за страну известно, еще один солдат обрел покой, а самое главное, те, кто в течение долгих лет искал пропавших родных, наконец-то достиг цели. Выполняя эту работу, поисковики ощущают ее необходимость, понимают насколько важно то, чем они занимаются, их не надо заставлять работать.  И  результатом такой работы, которые сполна покрывают все затраты физических и духовных сил являются письма родных и близких найденных солдат со словами благодарности в адрес поисковиков.
Одна из основных целей  поискового движения – поиск и захоронение останков военнослужащих, погибших в ходе Великой Отечественной Войны. Для более наглядного представления особенностей и этапов этой работы необходимо проанализировать состав этих этапов.
«Кропотливая работа в архивах является залогом успешного проведения поисковых экспедиций так же, как опыт поисков на местности облегчает архивные исследования. Без знания обстановки, обстоятельств боев и сражений, количества безвозвратных потерь действующей армии поисковой экспедицией впустую могут быть потрачены силы, средства и время. С другой стороны, при отсутствии опыта поисков на местности сложно оценить качество военного документа, а также сохранять интерес к работе в тиши архива»[1].
Работу поисковиков, условно,  можно разделить на несколько этапов:
1. Подготовительный этап – изучение исторических материалов, беседа с участниками боевых действий, анализ возможностей проведения поисковых работ на конкретном участке местности, согласование возможности проведения поисковых работ с главами местных администраций, военкоматом и силовыми ведомствами.
2. Архивные исследования – работа в Центральном архиве Министерства Обороны РФ, в Военно-морском архиве по выявлению линий обороны, мест ожесточенных боев, изучению донесений о потерях и т.д.
3. Непосредственно поисковые экспедиции на места боев и захоронение останков военнослужащих, погибших в годы Великой Отечественной Войны.
4. Работа в архивах, с военкоматами, средствами массовой информации по установлению  учетных данных по найденным останкам, смертным медальонам и  личным вещам  военнослужащих.
5. Работа с главами администраций, средствами массовых информаций по установлению  места проживания родственников найденных  военнослужащих.
В период проведения Вахт памяти на местах ожесточенных боев поисковики постоянно сталкиваются с неразорвавшимися (неиспользованными) гранатами, минами, снарядами, подрывными зарядами и другими взрывоопасными предметами (ВОП)[2].
Наличие этих предметов требует тесного взаимодействия  поисковых отрядов с органами внутренних дел, военкоматами, специализированным группами разминирования (ГРАЗМ), сопровождающими поисковые работы в течение прохождения Вахты памяти.
Поисковое движение не ограничивается только лишь поиском и захоронением останков военнослужащих, большую часть времени между экспедициями поисковику посвящают архивным исследованиям, поиску родственников погибших военнослужащих. Но и этим не ограничивается поисковые отряды. Будучи по сути общественно-патриотическими организациями, поисковые отряды уделяют большое внимание разъяснению смысла своей работы молодому поколению, развитию у подростков чувства патриотизма, любви к Родине.
Беседы, диспуты на военную тему, проведение тематических вечеров, выпуск фотогазет по итогам Вахт памяти, создание музеев боевой славы, организация встреч школьников и студентов с ветеранами Великой Отечественной войны – вот далеко не полный перечень мероприятий проводимых членами поисковых отрядов в период между выездами в полевые экспедиции.
«Активное включение молодежи в работу по увековечению памяти погибших при защите Отечества позволит приблизить момент,  когда на территории Российской Федерации не останется ни одного неухоженного и забытого воинского захоронения, мест бывших боев Великой Отечественной,  где еще находятся незахороненные останки защитников Отечества,  а тысячи семей смогут узнать о судьбе и месте захоронения близкого человека»1[3]
Кроме того,  молодые люди, занимавшиеся поиском и захоронением останков погибших при защите Отечества,  к моменту призыва в армию будут подготовлены к службе нравственно,  физически и психологически,  будут иметь навыки выживания в полевых условиях и обращения со специальной техникой,  иметь представление и дисциплине и правилах взаимоотношения в коллективе.
Поисковое движение и в будущем, к сожалению, ждет немало работы.  События  последних лет в России показали, что войны не закончились в 1945 году. Отсутствие в Российской армии сдвоенных металлических жетонов и итоги боев в Чечне, а ранее в Афганистане убедительно показали, что количество пропавших без вести солдат в условиях современной   войны значительно возрастает среди общих безвозвратных потерь армии в ходе боевых действий.
Это означает, что их близкие вновь будут тратить годы жизни на  выяснение судьбы солдата, либо попросят об этом энтузиастов-поисковиков. Пока будут существовать войны и их страшные последствия, будет и существовать поисковое движение.
Учитывая сложившуюся на сегодняшний день ситуацию с патриотическим воспитанием молодежи,  следует отметить,  что значительная часть молодого поколения россиян вырастает,  имея смутное понимание о чувстве Родины и патриотизма,  о чести и совести,  о гражданской ответственности. Такое положение приводит к тому,  что потребность молодежи в общении и взаимодействии,  нереализованную государственными органами и общественными организациями,  пытаются использовать в своих интересах антигосударственные,  экстремистские и преступные организации,  а также различные секты,  в том числе и тоталитарные. Как следствие этого,  именно в среде молодежи наиболее активно распространяются наркотики,  пропагандируются идеи нацизма и радикализма,  вербуются члены религиозных сект и преступных группировок.
Кроме того,  в условиях снижения внимания со стороны учебных заведений к истории Отечества и военно-патриотическому воспитанию,  у молодежи  становятся популярными идеи пацифизма и стремление избежать службы в армии. На преодоление названных негативных тенденций и направлено поисковое движение, и именно поэтому поисковое движения является важнейшей формой патриотического воспитания.
Все меньше становится очевидцев военных лет, оказывающих незаменимую помощь в поиске утерянных могил и не погребенных останков воинов. Но количество запросов от родственников погибших не уменьшается, на смену отцам и матерям приходят дети, внуки и правнуки, которые также вправе требовать от государства сведений о судьбе пропавших без вести. Сегодня поисковое движение достигло небывалого размаха и сделало значительный вклад в формирование нашего общественно-исторического сознания, а следовательно и в укрепление национальной безопасности Российской Федерации.
      Одной из самых действенных форм деятельности по духовно-нравственному  и патриотическому воспитанию молодежи является поисковое движение, которое не только способствует формированию гражданственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, но и осуществляет учебную деятельность в области военной истории, археологии, поддерживает на достойном уровне культуру почитания павших за Отечество и памятников боевой славы России, участвует в решении социальных проблем наследия войн.  В процессе общественно-полезного труда по увековечению памяти павших за Родину воинов подросток обретает смысл деятельности, понимает, что нужен обществу, что его судьба не безразлична окружающим, и это немаловажно для формирования его как личности. Поисковая работа помогает воспитывать разнообразные качества: желание работать, целеустремленность, жажду активной деятельности, желание помогать, стремление преодолевать трудности, любознательность, честность и.т.д.
       Во многом взаимоотношения поисковиков строятся на проверенных армейских принципах: дисциплина, физическая и профессиональная готовность, чувство гражданского долга.  Требования к современному поисковику предъявляются  высокие: прежде всего чувство патриотизма, умение выполнять порученное задание в тяжелых полевых условиях, знание истории боеприпасов и вооружения, армейских знаков различия и обмундирования, выполнение правил и техники безопасности при работе с взрывоопасными предметами и останками, умение жить по распорядку, ориентироваться на местности, оказывать необходимую медицинскую помощь, работать лопатой, миноискателем, знать основы археологии, уметь работать с источниками информации, уметь общаться с людьми. Этому учат и строго спрашивают у поисковиков. Цена ошибки, незнания  – жизнь и здоровье свое и товарищей. 
         Поиск – это тяжелая работа, это тяжелый физический труд в любую погоду, это десятки пройденных  с тяжелым снаряжением километров, и множество перекопанной земли, это быт палаточного лагеря и полное самообслуживание. Но поиск – это и слезы благодарности близких найденных бойцов; это гордость сознания, что ты сделал благородное нужное дело; это чувство самоуважения за то, что выдержал, не сломался; это многочисленная семья поисковиков, в которой свои правила и законы.
      Во время поисковых экспедиций,   ребята выполняют общее с друзьями дело, которое не даёт возможности быть слабым и заставляет юного поисковика стать требовательнее к себе, более ответственным, не бросать друзей в сложной ситуации, всегда прийти  им на выручку.  В них формируются качества  человека, крайне необходимые для умения реализовать свои потребности путем целенаправленного и упорного труда.
Поисковая работа дает возможность подросткам почувствовать себя частью Отечества, причастным к делу государственной важности -  увековечиванию памяти погибших героев!


[1] Ивлев И.И. Военная археология: Методика поисковых архивно-полевых исследований Архангельск -1995г., стр. 26.

[2] Опасные находки  Меры безопасности при проведении работ на территориях боевых действий Великой Отечественной войны./Верховский А.А. Шитц В. С. Татарников В. Ф. и др. – М,: Государственный Комитет Российской Федерации по молодежной политике,  1999 г.
[3]1 Аналитическая справка "О ходе выполнения Закона Российской Федерации  «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества»  и состоянии поискового движения России", М, 2003 г., электронно. стр 2.

Комментариев нет:

Отправить комментарий